В близком контакте

В близком контакте

 В близком контакте

 Для правителя древних времен самым простым способом показать власть и состоятельность было приобретение красивого экзотического животного. Для того времени зверь был скорее деталью интерьера. В наш век именно общение с животным становится предметом роскоши. Поэтому зоопарки, а особенно их разновидность – контактные зоопарки, набирают все большую популярность. Общение с пушистыми крохами оставляют приятные впечатления, как у малышей, так и у взрослых. Но всегда ли это хорошо сказывается на самих животных?

Все чаще контактные зоопарки попадают в заголовки новостей за счет неприятных происшествий в них. В Уфе мини-пиги покусали детей. Привиты ли животные - пока неизвестно, поэтому все укушенные дети проходят вакцинацию. Администрация считает, что недоглядели именно родители, а вины контактного зоопарка в этом нет.  В Череповце в контактном зоопарке «Лукоморье» в одном из вольеров умер кролик. Несмотря на то, что в это время в зоопарке гуляли дети, работники не удосужились убрать тело животного. «Ребенок, увидев мертвого кролика, примерзшего к подстилке, пришел в ужас. Когда я обратилась к девушке на входе и сообщила ей о гибели зверька, она ответила, что знает, а после уткнулась в телефон», — пишет Дарья Туезова. Возможно, это был единичный случай, но в то же время в Пензенской области депутаты Госдумы недовольны работой контактного зоопарка в ТЦ «Высшая Лига». Проверяя работу заведения, они нашли ряд нарушений, такие как отсутствие документов на животных, непригодные условия содержания и даже нарушение Конвенции о гуманном отношении к животным.

В целом по стране ситуация с контактными зоопарками очень спорная. Мнения людей не вносят ясность, так как единого взгляда на проблему нет. По данным опроса, который мы провели в социальных сетях ВКонтакте и Twitter, все предложенные варианты оказались примерно равны по голосам.

33,6 % считают контактные зоопарки хорошим местом, куда можно пойти самим и с детьми; 22,4 % не одобряют, но считают их лучше обычных зоопарков; 24 % согласны запретить контактные зоопарки, так как это жестоко по отношению к животным; 20 % никогда не были в подобных зоопарках и им это не интересно. Основываясь на этих результатах, можно сделать вывод, что новосибирцы не определились со своей позицией по отношению к контактным зоопаркам. Это не удивительно: в местных СМИ новости слишком разнятся.

Известный своей благотворительной деятельностью контактный зоопарк «Лесное посольство» недавно разбирался с неприятным событием: «Кенгуренок-альбинос исчез из контактного зоопарк» -  значилось в заголовке Сибкрая. Директор «Лесного посольства», Елена Герасименко, объяснила пропажу тем, что животное продали. Однако, когда кенгурёнок-альбинос только родился, сотрудница зоопарка Ирина Видякова сообщила «49 каналу», что кенгурёнка не собираются продавать и хотят оставить на радость посетителям. Но четыре месяца спустя уникальный кенгурёнок пропал. Защитники животных забили тревогу, заподозрив руководство в неподобающем уходе. В целом история вышла спорная и итоги ее еще не подведены.

На сайте отзывов flamp.ru у «Лесного посольства» комментарии от посетителей разные: от пяти звёзд и «нам всё нравится» до одной звезды и «впечатления остались отрицательные».  Но «Лесное посольство» - это не единственный контактный зоопарк в Новосибирске. Как обстоит ситуация в них?

Наименее оцененным можно считать «Добрый, трогательный зоопарк» в ТЦ «Юпитер». На flamp.ru средняя оценка у него 3,5 звезды. Отзывы разные, посетители жалуются, что в помещении темно и есть запах, а также на высокий ценник. ВКонтакте в группе зоопарка регулярно проходят разнообразные розыгрыши, сотрудники размещают фотографии животных. Но прежде чем делать какие-либо выводы об условиях содержания животных и об отношении к ним, мы решили, что все нужно увидеть своими глазами. Вооружившись диктофонами, камерой и решительным после прочтения негативных отзывов настроением, мы отправились в «Добрый, трогательный зоопарк».

Несмотря на наш боевой настрой, администратор Ксения Грант и зоотехник Евгений Агеев встретили нас очень дружелюбно. Нас провели в зал, и что же мы увидели? Полную антисанитарию? Замученных голодных животных? Скрывать не станем, после отзывов в интернете мы были готовы к чему угодно. Но не к аккуратным отдельным клеткам, ухоженным сытым животным и строго наблюдающим за порядком экскурсоводам. Тем временем зоотехник Евгений вызвался провести нам экскурсию.

— У нас работает «Трогательный зоопарк» и «Добрые гады». К гадам ходят взрослые, потому что у нас там пауки, змеи и ящерицы. А в «Трогательный зоопарк» ходят с детишками от года.

В первую очередь мы решили посетить пушистых зверьков. Каково же было наше удивление, когда поприветствовать нас вышел павлин Гоша: без ошейников, привязей и окольцовок.

— Гоша, он же как курица, – объяснил Евгений, глядя как павлин любуется своим отражением в личном зеркале, – Просто красивый.

Мы прошли мимо клеток с яркими птицами, которые кричали каждая на свой лад. Решив подловить хотя бы на чем-то и оправдать отрицательные отзывы в интернете, мы спросили, мол, не слишком ли здесь шумно. Евгений только усмехнулся.

— В естественной среде весной птицы кричат куда громче, особенно весной. Так что для животных это нормальная ситуация.

Енот-носуха Квентин дружелюбно протянул нам лапки сквозь прутья клетки, как будто хотел что-то у нас стянуть. А не маловата ли клетка? Но и на это у Евгения был ответ:

— Квентин, он как ребенок – любит яркие вещи. В одну из наших прогулок он вообще утащил у какого-то малыша погремушку. Малыш ничего не понял, а Квентин был доволен.

Все остальные наши представления об условиях жизни в контактном зоопарке, которые сложились из-за отзывов в интернете, Евгений опровергал своими профессиональными знаниями.

—  Кто занимается животными у вас в зоопарке?

— Во-первых, у нас есть несколько обученных экскурсоводов, они знакомы с питанием и режимом жизни животных, как ведет себя зверек. Если что-то не нравится зверьку, мы его убираем. Каждому человеку объясняем, как вести себя со зверьками. Но люди бывают разные – пальцы суют, руки. Раз в неделю стабильно приезжает ветеринар. У животных есть паспорта, ветеринарные книжки и листы прививок.

— А может ли навредить зверькам активное внимание зрителей?

— В первую очередь надо рассказывать гостям о том, что у некоторых животных слабые сердечки. Например, у нас есть сурикаты, их нельзя поднимать в воздух, только гладить – для этого есть мы, зоотехники и экскурсоводы. Следим, чтобы никто не нарушал правила общения.

— А почему енот так нервно мечется по клетке?

— Да он только второй день здесь, – пришла на помощь Ксения, которая услышала наш вопрос. – До этого тут жила енотиха Лёлька, но она уехала на алтайскую выставку. А это Федя, он месяц находился на карантине, мы всегда так делаем с новенькими животными, прежде чем выпустить их в зал.

После этого Ксения зашла в клетку к еноту Феде, протянула ему пару орешков, и енот тут же успокоился, доверчиво протянув ей лапки. Мы же продолжили разговор с Евгением.

— Еда всех делает дружелюбней! Кстати, а как вы относитесь к тому, что посетители кормят животных?

— Не всех животных можно кормить – у некоторых особый рацион. Можно перекармливать козла или кролика, но экзотических животных мы разрешаем кормить только с экскурсоводами.

— Кусали ли ваши животные посетителей?

— Как правило, у нас работает до 3-х экскурсоводов в зале разом. У нас был случай, что хорек Лео в игре прикусил пальцы семилетнего ребенка. Ребенок испугался, но мы сразу же договорились с семьей, подарили игрушки и все остались довольны.

— Какое образование у ваших смотрителей?

— У наших техников ветеринарное образование. За этим следит администрация и некомпетентных людей к зверям не подпускает.

— Как вы относитесь к слухам, что хрупких зверьков вроде цыплят посетители калечат в  процессе общения и после их отдают на корм хищникам?

— Заводить подобных животных в контактом зоопарке это, конечно, издевательство. Как по отношению к цыплятам, так и по отношению к хищникам, потому что у каждого хищника должен быть рацион питания. А вообще, детям свойственно дикое отношения к тем, кто слабее их, поэтому мы просим семьи объяснять, что к животным нужно относиться бережно. Это все из семьи идет. Ребенку нужно побольше добра. Я смотрю на молодежь, которая приходит к нам: то, что они творят с животными, это зверство.

 Напоследок мы посетили гордость контактного зоопарка – выставку «Добрые гады», где через наши руки прошли игуана Митрофановна, полоз, паук-птицеед, улитки и мадагаскарские тараканы. Естественно, самые опасные гады наблюдали за этим из клеток. Евгений с восторгом рассказывал о каждом, и казалось, что даже хладнокровные к нему неравнодушны. Он, как и все работники «Доброго трогательного зоопарка», создал впечатление человека, который обожает свою работу. Поэтому зоопарк мы покинули вдохновленными и довольными.

Но уже через некоторое время нас спустили с небес на землю. Контактный зоопарк «Лесное посольство», как бы иронично это не звучало, на контакт не пошел: экскурсоводы отказались от комментариев, а директор был слишком занят. Даже просто посетить мы его не смогли.

Последней точкой нашего пути стал открытый бесплатный контактный зоопарк «Лесная сказка» в парке «Березовая роща». На сайте flamp.ru у него почти 5 звёзд, а отзывы в большинстве своем положительные. Этот зоопарк отличается от других тем, что он находится на улице и предлагает услуги иппотерапии. Она рекомендована для детей с ДЦП, при ампутации, артритах, нарушениях мозгового кровообращения, черепно-мозговых травмах, потере органов чувств, миопатии, рассеянном склерозе, эпилепсии Общение с лошадьми и пони благотворно влияет на организм, как с физиологической точки зрения, так и с психологической. Также у этого «Лесной сказки» есть верблюды и северные олени, которых зоопарки под крышей не могут себе позволить.

Светило солнце, козлята радостно прыгали, играя друг с другом, а мы ощутили поистине детский восторг в окружении животных, свободно расхаживающих в своих вольерах. Мы не сразу заметили смотрителей: они умело смешались с толпой, строго следя за тем, что происходит, и ненавязчиво вмешиваясь в некомфортное для животных общение. «Лесная сказка» не может похвастаться экзотическими видами: семейство коз, овец, кроликов, ежей – всех их можно увидеть в любой деревне недалеко от Новосибирска. Но ощущение близости было куда важнее, чем возможность посмотреть на диковинку. Именно для этих эмоций и существуют контактные зоопарки. Забыть о заботах и насладиться общением с животными, которые искренне дарят свое тепло, - вот что важно.

Покидая «Лесную сказку», мы сделали вывод, что главную роль в контактных зоопарках играют даже не животные, а люди – руководство, персонал и посетители. Благополучие животных и хорошее настроение гостей напрямую зависят от администрации и экскурсоводов. Но вместе с тем нельзя перекладывать на них всю ответственность, ведь обязанность персонала – создать дружелюбную атмосферу, и посетителям следует уметь ее поддержать. 

S5 Box

Login

Register

You need to enable user registration from User Manager/Options in the backend of Joomla before this module will activate.